Александр Смирнов

      Александр Смирнов родился в 1947 г., вырос в небольшом поселке под Воронежем. После школы сменил несколько рабочих профессий, был слесарем, кочегаром на паровозе, плавал матросом. Все эти блуждания и поиски себя завершились учебой в Пензенском художественном училище, окончив которое, поступил в Харьковский художественный институт. Однако здесь он не нашел ответа на волнующие его творческие вопросы и стал работать самостоятельно. Александр Смирнов является членом Творческого Союза художников России и Международного Художественного Фонда. В 2009 году награжден Золотым орденом «Служение искусству» Международной Академии культуры и искусства, член Золотого Фонда Наций, участник многих выставок в России и зарубежом.

     Александр Смирнов считает потерянным каждый день, когда не может взять в руки кисть. Творчество его многогранно, он работает в разных стилистиках и жанрах. Это и пейзажи, в которых отчетливо прослеживается созвучие природы и души автора, постоянно ищущей в повседневности истину и красоту; и портреты и жанровые картины, и религиозно-символические композиции. Его жизнь – это бесконечная работа, мощный поток творческих исканий.Избираемые художником религиозные сюжеты не являются просто поводом для написания картин, которые, в свою очередь, нельзя рассматривать как иллюстрации к Священному Писанию. Это не проявление современного увлечения религией, объясняемое, увы, часто лишь желанием выглядеть серьезно, надеждой осветить свое творчество «отраженным светом» вечных истин. Это обобщение опыта прожитого, плоды глубокого самостоятельного осмысления современной ему действительности, воплощенные в уже сформулированных человечеством выводах христианского учения.
     «Несение креста» - название одного из полотен, другое название которого «Личное дело каждого». Здесь как и в других случаях автор не следует традиционной иконографии. Христос несет крест, рядом с ним другие персонажи, но они не разделяют тяжесть подвига. Фигура слева это фигура равнодушного человека, спешащего прочь от нелицеприятного зрелища страдания, отворачивающего свое лицо от падающего под тяжестью креста человека. Светлому образу, носителю высокого человеческого начала противостоит закутанная фигура пытающегося уйти в сторону от происходящего. Каждый должен понять, в чем состоит его нравственный долг, избрать свой путь в жизни, избрать свой крест и нести его. Зло, бездуховность персонифицируются у Смирнова в темных ликах и темных фигурах. Это те, кто не способны или не желают воспринять свет истины.
     Для написания «Исцеления Гадаринских бесноватых», Смирнов избирает как раз тот момент, когда Христос склоняется над исцеленным больным. В то же время, мы видим с одной стороны бегущего за устремившимся в пропасть стадом свиней пастуха, а с другой – спешащих из города людей с палками, решивших отогнать Христа от их пределов, поскольку потеря свиней для них важнее исцеления бесноватых. Подобно большинству людей они не умеют подняться до высот подлинного прощения, собственная выгода для них дороже проявленного милосердия.
    Создав картину «Диалог», художник показывает, что подлинный диалог Бога и человека возможен только на пике страдания последнего. И напротив в благополучии мы не способны к вере и любви. Данные произведения, созданы в основном на протяжении последних лет, но путь к ним лежит через всю жизнь художника. Он позволил себе соединить в одной экспозиции вещи глубоко традиционные по живописному языку, опыт которого приобретен многими годами ученичества, и работы очень своеобразные, неожиданные по пластике и общему построению. Эта стилистика основана на остром и тонком рисунке, точной, логически выверенной ритмике линии и цвета. За каждой картиной напряженная работа художника, умеющего творческий порыв соединить со знанием законов композиции. Пытаясь говорить на своем самобытном языке, Александр Смирнов не отказывается от натуры. Наоборот, он работает, опираясь на натуру и плодотворно осваивая великое наследие как художников прошлых столетий, так и нашего драматического и порой очень жестокого, но овеянного надеждой 21 века. Современность налагает отпечаток на его живопись, но ощутимы и прямые связи с творческим наследием любимых им мастеров. Сам он однажды сказал о том, что увлекает его в каждом из них: «У Рублева ясность, у Феофана Грека темперамент и глубина мысли. Эль Греко – пластика. Караваджо – глубина и сила чувств. Сурбаран – величие и поэзия. Гоген – простота. Модильяни, Пикассо… да мало ли прекрасных художников, и не пользоваться тем, что они достигли, самонадеянно. Я ученик, и рад тому. Суметь бы изучить, что сделано, да себя не потерять, об этом можно только мечтать».
 
Ольга Иванчикова, искусствовед, заслуженный работник культуры (печатается по изданию Художественный совет, 4(80) 2011)

 

Наши координаты
Тел.: (916) 362 86 43

Россия, Москва, Центральный дом художника,Крымский вал, 10
1 этаж (встреча по звонку)

Наши новости:

В зале № 10 Центрального Дома Художника (2 этаж) открылась выставка живописи Александра Смирнова и Марка Смирнова. Выставка работает с 11.00 до 20.00 ежедневно (кроме понедельников) до 15 января 2016 года.